Мошенники – нередко талантливые личности, которые могут применить свои способности в присвоении чужой недвижимости, даже с учетом современного электронно-технического прогресса. Как известно, последние годы стала радовать оперативная сдача продавцом и покупателем договора купли-продажи в Росреестр путем применения электронной подписи. Такая форма подачи документов, минуя традиционные очереди в МФЦ, гарантировала быстрый прием и реактивную регистрацию перехода права собственности к покупателю (от 1 до 3 дней) в отличии от традиционных часто затягивающих 9 рабочих дней.
На фоне радости от такой заметной экономии сроков оформления документов российское сообщество недавно узнало историю гражданина, лишившегося квартиры, которая оказалась проданной без его ведома с использованием якобы его электронной подписи. Стало страшно, что такая же участь с последующими судами за защиту своего права собственности, может постигнуть каждого.
Законодатель сработал оперативно: с 13 августа 2019 г. вступил в силу Закон №286-ФЗ «О внесении изменений в Закон «О государственной регистрации недвижимости». Поправка заключается в том, что Росреестр теперь имеет право проводить регистрационные действия по смене собственника недвижимости с документами, поступившими в электронном виде и подписанные электронной подписью продавца и покупателя только при соблюдении условия.
Таковым защищающим гражданина условием является наличие в Росреестре поданного и подписанного собственноручно в бумажном, а не электронном виде заявления, разрешающего совершать регистрационные действия, которые будут поступать с его электронной подписью в дальнейшем.
Подача такого заявления по факту удлиняет процесс регистрации документов, потому что электронной сделке должна предшествовать подача заявления в бумажном виде, которое рассматривается до 5 рабочих дней.
Значит ли, что от чего ушли к тому и вернулись – длительным срокам подачи и регистрации документов? Какова тогда целесообразность электронной подачи документов?
Нет. Без персонального визита в Росреестр с целью подачи заявления от гражданина, могут работать по прежнему: 1) нотариусы 2) кредитные организации 3)организации, применяющие электронные подписи, квалифицированный сертификат ключа проверки которой выдан федеральным государственным бюджетным учреждением, предусмотренным законом.
Нотариусы и банки указаны в этом списке, по той причине, что личность продавцов и покупателей они устанавливают непосредственно при совершении сделок и сами заинтересованы в законности оформляемых ими сделок под страхом имущественной ответственности (договоры купли, кредитные договоры и тп).
И совершенно нечего опасаться гражданам, которые никуда не торопятся и совершают сделки в традиционной форме, подписывая договор купли-продажи своей «живой», а не электронной подписью и сдавая его всем составом участников, непосредственно в Многофункциональный центр по предварительной записи или
несколько хлопотнее в порядке живой очереди.
Там, где ситуация требует более оперативного подхода, нужно детальнее проработать схему безопасных расчетов и иных условий сделки с учетом действующего законодательства и опыта, подсказанного судебной практикой.
Елена Поперечная
Начальник юридического отдела ООО «Агентство недвижимости «Аркада-Стиль»
Поделиться:
Стиль и комфорт: Почему важно работать с экспертом в области недвижимости.
24 октября 2024
Когда речь заходит о недвижимости, стиль и комфорт становятся важнейшими аспектами, которые влияют не только на наше восприятие пространства, но и на качество жизни в целом. При выборе жилья или коммерческого помещения, часто люди сталкиваются с множеством вопросов и заданий, которые требуют времени и экспертизы. Именно поэтому работа с профессионалом в области недвижимости становится необходимостью.
Плюсы и минусы загородной жизни.
10 июля 2024